История Третьяковской галереи

Туристическая и экскурсионная компания «Пилигрим» приглашает иностранных туристов на экскурсии в Третьяковскую галерею с профессиональными гидами. Организуем экскурсии на иностранных языках, в том числе редких (фарси, китайский, корейский, арабский, финский, норвежский, датский и т.д.).

В Лаврушенском переулке в Замоскворечье расположен самый известный российский музей – Третьяковская галерея. Изначально это был маленький особнячок, который пережил пожар во время Отечественной войны 1812 года. В 1851 году этот дом был куплен семьей Третьяковых для проживания. Здесь же впоследствии разместилась коллекция картин Павла Михайловича Третьякова.

Со временем рост собрания превосходил экспозиционные возможности особняка, и  к жилой его части пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства. Подобные пристройки неоднократно были сделаны при жизни владельца коллекции и после его смерти. В начале 20-го столетия главный дом и пристройки получили единое архитектурное оформление в неорусском стиле, отразив русскую концепцию музея. Фасад по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова стал визитной карточкой Третьяковской галереи.

Первые картины Павел Михайлович  вешал в жилых комнатах своего особняка – в столовой, в кабинете , в гостиной. Павел Михайлович Третьяков принял решение собирать картины только современных ему художников. Приобрести работы старых мастеров было в то время достаточно сложно, так как они находились в дворцах и частных дворянских коллекциях. Тем не менее приобрести в свою коллекцию работы некоторых признанных мастеров прошлого Третьякову удалось. Эта коллекция значительно пополнилась в XX веке. Сегодня в историческом здании государственной Третьяковской галереи хранится большая коллекция произведений искусства от XI до начала XX века. На момент смерти Павла Михайловича Третьякова его коллекция насчитывала более 3300 произведений.

Третьяков при формировании своей коллекции использовал основополагающий принцип  –собирал работы только отечественных мастеров, желая тем самым поддержать развитие русской художественной школы.

Сегодня коллекция Третьяковской галереи позволяет изучать историю русского искусства.  Третьяков искал и изучал наиболее интересных мастеров своего времени и их работы.  Первую картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» Третьяков приобрел  22 мая 1856 года. Этот день считается днем рождения Третьяковской галереи.

Третьяков хотел, чтобы его галерея была народной, поэтому он очень активно покупал жанровую живопись 1860-х годов. Для того времени выставки для публики представляли живой интерес и возможность для обсуждения, так как не было ни Интернета, ни телевидения. Живописные сюжеты представляли интригу и активно обсуждались публикой.

В начале 1870-х годов Третьяков строит свой первый музейный зал, который по особому разрешению могла посещать публика. В 1880-х годах были построены новые залы, и галерея превратилась в общедоступный бесплатный художественный музей.

Третьяков прикладывал огромные усилия для формирования коллекции произведений искусства. Павел Михайлович покупал картины у самих художников и коллекционеров, посещал распродажи, аукционы и передвижные выставки. Павел Михайлович увлек созданием национального музея русской живописи в Москве своего брата Сергея Михайловича, который впоследствии тоже внес существенный вклад в формирование коллекции.

Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» которая привлекала публику стала первым историческим полотном в собрании. Третьяков не стал покупать картину у Флавицого , так как тот предложил слишком высокую цену. Но вскоре после написания картины Флавецкий умер и картину продали Третьякову его браться.

Третьяковы приобрели в свою коллекцию работы известного художника Александра Андреевича Иванова о принятии идей Христа человечеством. Монументальное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» попало в Третьяковскую галерею в 30-е годы XX века при перераспределении музейной собственности. Многие картины из других музеев также пополнили Третьяковскую галерею после революции.

Портрет Пушкина работы художника Кипренского, первого художника романтика в 19 веке, был приобретен в 1916 году уже советом Третьяковской галереи. Все художественные руководители Третьяковской галереи старались дополнить искусствоведческие пробелы Павла Михайловича Третьякова, приобретая наиболее значимые работы тех или иных художественных направлений. Портрет Пушкина является одним из шедевров портретной живописи, так как Кипренскому удалось отобразить божественное вдохновение великого русского поэта.

Павел Михайлович Третьяков большое внимание уделял пейзажам художника Сильвестра Щедрина, работавшему в Италии. В Третьяковской галерее также находится известный хрестоматийный пейзаж Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Известный художник Иван Иванович Шишкин в своих пейзажах подчеркивал красоты средней русской полосы.  Работы Алексея Гавриловича Венецианова представляют красоты российской деревни. Павел Михайлович Третьяков высоко ценил их, также работы Венецианова высоко ценят искусствоведы. Пополнение коллекции Третьяковской галереи продолжается и в настоящее время, например, работа Венецианова «Сенокос» была приобретена совсем недавно в начале 2000-х годов.

Будучи одним из ведущих коллекционеров Павел Михайлович Третьяков влиял на развитие русского искусства. Так как Павел Михайлович любил монументальные работы, многие художники стали писать картины в крупном формате.

Картина Николая Николаевича Ге «Что есть истина?» на одной из передвижных выставок вызвала большую бурю негодования и была запрещена цензурой. Третьяков очень настороженно отнесся к этому произведению. Через некоторое время пришло письмо от Льва Николаевича Толстого, с которым Ге был в дружеских отношениях, в котором Лев Николаевич настойчиво предлагал приобрести эту работу, поскольку считал ее одной из самых лучших картин христианского мира. Третьяков приобретает эту работу, но не выставлял на обозрение публики, опасаясь закрытия галереи. При этом работу Крамского «Христос в пустыне», которая также вызывала много споров, Павел Михайлович очень любил.

В 1869 году Третьяков заказывает у Крамского портрет Гончарова для своей серии выдающихся деятелей русской нации. Потом пошли портреты Льва Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Грибоедова, Тараса Григорьевича Шевченко, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина и целый ряд других портретов. Многих выдающихся деятелей русской нации мы сейчас знаем по заказанным портретам Павла Михайловича Третьякова, который чувствовал свою ответственность перед потомками и тщательно подходил к выбору мастера для написания портрета.  Портрет Достоевского Третьяков заказал у одного из своих любимых художников – Перова. Портрет самого Павла Михайловича Третьякова написал Репин в своей московской мастерской по инициативе самого Репина. Третьяков не заказывал  этот портрет, но позировал.

В своем первом завещании Павел Михайлович Третьяков писал, что планирует свой музей подарить городу. Но в 1892 году умер младший брат Павла Михайловича и завещал часть дома городу, поэтому Третьяков принял решение уже при жизни подарить всю Третьяковскую галерею Москве, но при этом оставался жить в своем особняке и оставался пожизненным попечителем галереи. Он продолжал формировать коллекцию и раз в год делал большие дары в принадлежавшую городу галерею.  Город в свою очередь выделял средства на ремонт Третьяковской галереи и давал небольшой процент на приобретение отдельных картин, которые хотел приобрести Павел Михайлович Третьяков.

Многие картины из коллекции Павла Михайловича Третьякова узнаваемы жителями России и иностранцами, интересующимися русским искусством. Это свидетельствует о даре Третьякова, который был способен найти шедевры на все века.

简体中文EnglishFrançaisDeutschРусский